Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:
Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:
Через дефис пишутся слова:
Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Укажите ряды, в которых все слова написаны правильно:
Укажите слова, в суффиксах которых пишется буква и:
Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:
Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):
[ ]:[ ].
Укажите номера пропусков, где пишется ни:
Я (1)н..когда раньше (2)н.. был в Ясной Поляне. Что (3)н.. говорите, а это место обладает притягательной силой. Оно (4)н.. может (5)н.. интересовать людей: здесь жил и творил талантливейший русский писатель, гений мировой культуры Л. Н. Толстой.
Укажите предложения, в которых синтаксические нормы не нарушены:
Пишется е на месте пропуска в словах:
Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
Укажите предложения, в которых пропущена запятая:
Укажите предложения, которые осложнены вводным словом (учтите, что внутри предложений отсутствуют знаки препинания):
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Какие фразеологизмы соответствуют по значению выделенному в предложении слову?
Он прыгнул на коня и стремительно помчался в Пятигорск.
Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, всякий раз он удивляет новизной впечатлений. (2) Есть особенная радость для души в светлой свежести берёзовых рощ и в сдержанной силе вековых дубрав, в таинственности густых ельников и в шуме соснового бора. (3) Ветка цветущей ивы, огненно-багряный кленовый лист, коричневая шляпка боровика, пение птиц и даже жужжание шмеля — всё это наполняет лес подлинной поэзией.
(4) А бывали ли вы когда-нибудь в Беловежской пуще? (5) Её неброская, на первый взгляд, красота обладает особой притягательной силой, способной глубоко тронуть душу.
(6) Незабываемое впечатление производят древние вековые ельники и могучие дубравы — память о тех первозданных лесах, которые покрывали в прошлом большую часть Европы. (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен: он дремуч и светел, угрюм и радостен, стар и молод. (8) Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью, когда их мощные кроны наливаются яркими красками.
(9) Здесь никогда не бывает скучно! (10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный, полный удивительной жизни храм, омытый благодатными дождями, прогретый жарким солнцем, напоённый запахом хвои, цветов и трав. (12) Так давайте же беречь Беловежскую пущу — наше национальное достояние!
Укажите лексические признаки, которые соответствуют слову, выделенному в 7-м предложении текста:
В приведённых ниже предложениях найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Его длинная и широкая шпага была воткнута между плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табурете и поджав ногу под себя, он пристально смотрел на необъятное сборище дворцов, гиганских домов и маленьких лачуг.
Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы.
А. удивлённый
Б. почернев
В. болтливость
Г. обновочка
1. корень + суффикс + окончание
2. корень + суффикс + суффикс + окончание
3. приставка + корень + суффикс + суффикс
4. приставка + корень + суффикс + окончание
5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, слитно или раздельно пишутся выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
A. Княжна Ростова (в)накидку из парчи была одета.
Б. Приятный, свежий ветерок дул (на)встречу нам.
B. Становилось с каждой минутой всё холоднее, (за)то дождь наконец-то прекратился.
Г. Она была дружна с Кошевым так(же), как были дружны когда-то их родители.
1. Выделенное слово пишется слитно, так как является союзом.
2. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание наречия с частицей.
3. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание существительного с предлогом.
4. Выделенное слово пишется слитно, так как является наречием с пространственным или временным значением.
5. Выделенное слово пишется слитно, так как является предлогом.
6. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с частицей.
7. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с предлогом.
В словосочетаниях найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Запишите это слово, вставив пропущенную букву.
От..грать матч; об одной попрыгунь..; по качающ..муся мосту; подарить ц..мбалы; вещ..вой рынок.
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания.
Солнце постепенно садилось1)_ и2)_ когда возвращались домой, мы заметили3)_ лес ещё не успел стихнуть, так как дикие голуби журчали вблизи то тише, то громче, а4)_ сидевшая на ветке дуба5)_ рябая кукушка звонко и радостно куковала.
Определите, какое из выделенных слов употреблено в прямом значении, и запишите это слово.
Взгляд скользит по строчкам; холодный темперамент; зрелые груши; узкий кругозор; печать молчания.
Слово, указанное в скобках, запишите в творительном падеже, в единственном числе.
Он нечаянно в темноте наступил на мой палец с (мозоль) и торопливо извинился.
Определите, непосредственно от каких частей речи образованы слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) влажность
Б) захохотать
В) брызганье
Г) слушательница
1) от глагола
2) от существительного
3) от прилагательного
Раскройте скобки. Определите, какое слово должно стоять на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь (...) шар, вся природа.
Б) Вследствие непосильной работы и плохого питания прачка часто болела и имела (...) цвет лица.
В. Большой (...) участок выделен для строительства детской больницы.
Г) Как рассчитывается (...) налог в этом году?
1) земной
2) земельный
3) землистый
(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, всякий раз он удивляет новизной впечатлений. (2) Есть особенная радость для души в светлой свежести берёзовых рощ и в сдержанной силе вековых дубрав, в таинственности густых ельников и в шуме соснового бора. (3) Ветка цветущей ивы, огненно-багряный кленовый лист, коричневая шляпка боровика, пение птиц и даже жужжание шмеля — всё это наполняет лес подлинной поэзией.
(4) А бывали ли вы когда-нибудь в Беловежской пуще? (5) Её неброская, на первый взгляд, красота обладает особой притягательной силой, способной глубоко тронуть душу.
(6) Незабываемое впечатление производят древние вековые ельники и могучие дубравы — память о тех первозданных лесах, которые покрывали в прошлом большую часть Европы. (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен: он дремуч и светел, угрюм и радостен, стар и молод. (8) Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью, когда их мощные кроны наливаются яркими красками.
(9) Здесь никогда не бывает скучно! (10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный, полный удивительной жизни храм, омытый благодатными дождями, прогретый жарким солнцем, напоённый запахом хвои, цветов и трав. (12) Так давайте же беречь Беловежскую пущу — наше национальное достояние!
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, всякий раз он удивляет новизной впечатлений. (2) Есть особенная радость для души в светлой свежести берёзовых рощ и в сдержанной силе вековых дубрав, в таинственности густых ельников и в шуме соснового бора. (3) Ветка цветущей ивы, огненно-багряный кленовый лист, коричневая шляпка боровика, пение птиц и даже жужжание шмеля — всё это наполняет лес подлинной поэзией.
(4) А бывали ли вы когда-нибудь в Беловежской пуще? (5) Её неброская, на первый взгляд, красота обладает особой притягательной силой, способной глубоко тронуть душу.
(6) Незабываемое впечатление производят древние вековые ельники и могучие дубравы — память о тех первозданных лесах, которые покрывали в прошлом большую часть Европы. (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен: он дремуч и светел, угрюм и радостен, стар и молод. (8) Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью, когда их мощные кроны наливаются яркими красками.
(9) Здесь никогда не бывает скучно! (10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный, полный удивительной жизни храм, омытый благодатными дождями, прогретый жарким солнцем, напоённый запахом хвои, цветов и трав. (12) Так давайте же беречь Беловежскую пущу — наше национальное достояние!
Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 11-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, всякий раз он удивляет новизной впечатлений. (2) Есть особенная радость для души в светлой свежести берёзовых рощ и в сдержанной силе вековых дубрав, в таинственности густых ельников и в шуме соснового бора. (3) Ветка цветущей ивы, огненно-багряный кленовый лист, коричневая шляпка боровика, пение птиц и даже жужжание шмеля — всё это наполняет лес подлинной поэзией.
(4) А бывали ли вы когда-нибудь в Беловежской пуще? (5) Её неброская, на первый взгляд, красота обладает особой притягательной силой, способной глубоко тронуть душу.
(6) Незабываемое впечатление производят древние вековые ельники и могучие дубравы — память о тех первозданных лесах, которые покрывали в прошлом большую часть Европы. (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен: он дремуч и светел, угрюм и радостен, стар и молод. (8) Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью, когда их мощные кроны наливаются яркими красками.
(9) Здесь никогда не бывает скучно! (10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный, полный удивительной жизни храм, омытый благодатными дождями, прогретый жарким солнцем, напоённый запахом хвои, цветов и трав. (12) Так давайте же беречь Беловежскую пущу — наше национальное достояние!
Найдите в тексте (среди предложений 6—10) сложноподчинённое предложение с при
даточной времени. Номер предложения запишите цифрой (например, 9) в область ответов.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) По-настоящему с творчеством художников и скульпторов можно познакомиться, только обратившись к книгам и журналам.
2) В картинах отражается неповторимый мир художника.
3) Встречаясь с произведением искусства, вы встречаетесь и с его создателем.
4) Только подлинник позволяет понять творца, разгадать его замысел.
5) Самая совершенная копия в состоянии передать очарование подлинника.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль публицистический, тип речи — рассуждение;
2) стиль разговорный, тип речи — рассуждение;
3) стиль художественный, тип речи — описание;
4) стиль научный, тип речи — повествование;
5) стиль официально-деловой, тип речи — описание.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите, какой звук в слове, выделенном в 4-м предложении текста из задания В1, охарактеризован неправильно, и запишите нужный номер:
1) [г] — согл., глух., твёрд.;
2) [о] — гл., ударн.;
3) [р] — согл., звонк., твёрд.;
4) [а] — гл., безударн.;
5) [т] — согл., глух., твёрд
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Найдите в 9-м предложении текста из задания В1 разноспрягаемый глагол и запишите его в начальной форме.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
От глагола, выделенного во 2-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите тип 10-го предложения текста из задания В1:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное сложное;
4) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. (2) Нужно хотя бы раз увидеть острова Японии, чтобы понять, почему населяющий их народ обожествляет родную природу.
(3) Япония — это страна зелёных гор и морских заливов, сумрачных вулканических озёр и зеркальных мозаик рисовых полей. (4) Ландшафты Японии составле(н/нн)ы из мягких тонов, приглушённых влажностью воздуха. (5) Эту сдержанную гамму временно нарушают лишь какие-нибудь сезонные краски. (6) Например, весеннее цветение азалий или пламенеющие к осени листья клёнов.
(7) Муссонные ветры и тёплое морское течение сделали Японию страной удивительного климата, где весна, лето, осень и зима сменяют друг друга на редкость пунктуально. (8) Японцы находят радость в том, чтобы подчинять природному календарю ритм своей жизни. (9) Они стараются есть определённую пищу, носить определённую одежду, придавать должный облик своему жилищу. (10) Они любят приурочивать семейные торжества к важным природным явлениям: цветению сакуры или осеннему полнолунию.
(11) Предметом восхищения может быть всё, что служ..т окном в бесконечное разнообразие мира: травинка, на которой обосновался кузнечик, или причудливо изогнутый корень. (12) Издавна для японцев характерно стремление жить в согласии с природой.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 4-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 3-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
Найдите в предложениях 4-6 относительное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).